Вада — (санскр.). Знание , приобретённое аргументацией и рассуждением.
Ваджра — (санскр.). Букв. , «алмазная палица», скипетр Индры , символ власти.
Ваджрапани — (санскр.). Манджушри. 1. Обладатель скипетра. 2. Истина известная лишь высшим посвященным школы йогачарья.
Вадраджхара — (санскр.). Верховный Будда.
Ваджрасатва — (санскр.). Шестой Дхиани – Будда.
Ваджрачарья — (санскр.). Гуру – духовный учитель йогачарьев.
Вайвасвата — (санскр.). Сын Сурьи родоначальник солнечной расы царей.
Вайджайанти — (санскр.). «Магическое ожерелье Вишну» в храмах браминов, сделанное из пяти драгоценных камней: жемчуг, рубин, изумруд, сапфир, алмаз, которые символизируют пять стихий : воду, огонь, землю, воздух и эфир.
Вайдхатра — (санскр.). Кумары.
Вайраг — (санскр.). Непривязанность к миру и его предметам. Безразличие и бесстрастие по отношению к жене, детям и имуществу, вера в то, что они ложны, преходящи и иллюзорны.
Вайрагиам — (санскр.). Уничтожение привязанности и чувственных удовольствий.
Вайраджами — (санскр.). Дэв огня.
Вайрочана — (санскр.). Духовные существа , воплощение бодхи, обитающие в четвёртой Арупа Дхату.
Вайу, Вайю — (санскр.). 1. Воздух. 2. Бог воздуха. 3. Одна из пяти стихий – Вата.
Вайшеша — (санскр.). Атомная индивидуальность.
Вайшнавы — (санскр.). Последователи и поклонники Вишну или Кришны.
Вак — (санскр.). 1. Букв., Звук. 2.Женский аспект Брамы, которая принимает сто форм — это Природа.
Вакхьям — (санскр.). Слово.
Вамана — (санскр.). 1. Гном. 2. Пятый аватар Вишну.
Ванпрастха — (санскр.). Отшельник, аскет; третий их четырех ашрамов (периодов жизни человека).
Вараха — (санскр.). Вепрь – третий аватар Вишну.
Варуна — (др.-инд.). Бог воды в древнеиндийской мифологии.
Васитвам — (санскр.). Способность командовать и контролировать все создания и стихийные силы, типа ветра и дождя.
Васишта — (санскр.). Прославленный ведийский мудрец.
Васнас — Vasnas — (санскр.). Остаток следа мысли или действия.
Васу — (др.-инд.). В древнеиндийской мифологии восемь злых божеств, сопровождающих Индру.
Васудева — (санскр.). Проявление бесконечного Бытия.
Васудэва — (санскр.). Отец Кришны.
Вахана — (санскр.). Бесформенные, Боги и Богини.
Вахья Кумбхак, Суньяка — (санскр.). Задержка дыхания на выдохе.
Вачанам — (санскр.). Слова.
Ваше — (санскр.). В полном подчинении.
Ваю — (санскр.). Воздух.
Ваьякта — (санскр.). Не проявленный.
Ведавит — (санскр.). Брамин изучающий ведические обряды.
Ведана — (санскр.). Высшее восприятие.
Веданта — (санскр.). Мистическая система индийской философии.
Веданта-шастра выдвигает следующие 9 условий ученику, чтобы тот стал годным к изучению этой системы философии. Отсюда видно, сколь немногим она предназначается, У него должны быть следующие качества:
- Вивек — ясное мышление и распознавание того, что истинно, постоянно и вечно, а что ложно, преходяще и нереально. Он должен знать, что только душа реальна, всё остальное ложно.
- Вайраг — непривязанность к миру и его предметам. Безразличие и бесстрастие по отношению к жене, детям и имуществу, вера в то, что они ложны, преходящи и иллюзорны.
- Кхат Сампатти — шесть добродетелей:
а) Сам — сбалансированный ум и спокойный темперамент; контроль ума и самообладание;
б) Дам — обуздание чувств (контроль над чувствами);
в) Упарти — безразличие к мирским предметам и отречение от действия; свобода от исполнения ритуалов;
г) Титикша — выносливость, способность терпеливо выносить трудности;
д) Шраддха — преданность, полная вера в Гуру;
е) Самадханта — бдительность ума, сосредоточение;
- Мамокша — неугасимое желание освобождения или познания Бога.
Только тот, кто обладает вышеназванными качествами, считается пригодным для изучения Веданты.
Очень немногие понимают истинное значение Веданты. В неопытных и невежественных руках она, безусловно, принесёт вред… («Зов Великого Учителя» Баба Саван Сингх Джи)
Ведешу – (санскр.) Ведическая литература.
Веда – вьяса — (санскр.). Составитель Вед.
Веды — (санскр.). 1. Древнее Священное писание индуизма . Веды состоят из четырех разделов – самхитов : Ригведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарваведы, которые составлены в период с 1200 гг. до н.э. до 900 гг. до н.э. 2. «Откровение». 3. «Божественное знание».
Великий Век – «Век Брамы» — 311040000000000 лет.
Великие Тайны — Тайны потустороннего мира.
Веспер — планета Венера, известная уже древним под именем «утренней и вечерней звезды», так как видна на небе только утром и вечером.
Вибхрамах — (санскр.). Заблуждение.
Виван — (санскр.). В древнеиндийском эпосе «летательный аппарат», которым пользовались атланты и древние арии.
Вивасват — (санскр.). Солнце.
Вивек — (санскр.). ясное мышление и распознавание того, что истинно, постоянно и вечно, а что ложно, преходяще и нереально. Он должен знать, что только душа реальна, всё остальное ложно.
Вивека — (санскр.). Различение между истинным и ложным.
Вивекананда — (санскр.). Блаженство в постижении.
Вигьян — (санскр.). Просветление на духовном плане.
Вигьяна — (санскр.). Реализованное знание. Понимание.
Вигьян-Маи Кош — (санскр.). Оболочка из мыслительного аппарата или интеллекта с ее двумя фазами: одна имеет отношение к знанию на физическом плане, а другая — к просветлению на духовном плане. Это первая оболочка, в которую завертывается дух, когда он вступает в контакт с тонкой материей, называемой Пракрити. Свет души, который отражается в интеллектуальном центре, приводит в действие то, что называется интеллект, состоящий из внутреннего духовного восприятия и внешнего познания. Душа вместе с этой отраженной интеллектуальной способностью становится как познающей, так и воспринимающей. (См. «Венец Жизни» Сант Кирпал Сингх).
Виджита – индриях — (санскр.). Контролирующий чувства.
Видмах — (санскр.). Знаем ли мы.
Видия — (санскр.). Мудрость. Знание. Наука.
Вийог – Разъединение. Разобщение. Разделение.
Викальп — (санскр.). Это взаимоотношение, которое душа, управляемая разумом, имеет с объектами, вызывая сомнения и иллюзию по отношению к самим объектам, их существованию, их внутренней природе и жизненному принципу в их основе.
Викшипта — (санскр.). Разум, который собирается на мгновение, а затем разбрасывается. Это состояние несовершенной устойчивости.
Випрех — (санскр.). Взаимоотношение между познающей душой и Пракрити, или объектом Природы. Она обманывается и принимает проявленную форму за действительность, но остается скептичной относительно единого и активного жизненного принципа в основе.
Вирия — (санскр.). Сила. Энергия. Жизненность.
Вирья — (санскр.). Энергия
Вирьяван — (санскр.). Могущественный.
Вимокша — (санскр.). Безусловное освобождение от желаний.
Вимутайх — (санскр.). Свободный от всех привязанностей.
Випашчитах — (санскр.). Полный проницательности.
Винадья — (санскр.). Вибрирующий.
Вита – рагах — (санскр.). В отрешенном образе жизни.
Виуттхана — (санскр.). Состояние после медитации.
Вишаян — (санскр.). Объекты чувств.
Вишвакарман — (санскр.). Божественный художник.
Вишишьяте — (санскр.). Развитый духовно.
Вишну — (санскр.). Один из Богов индуистской Троицы. Хранитель мира.
Вишуддха — (санскр.). Пятый лотос по Патанджали.
Вияса — (санскр.). Предполагаемый автор «Веданты» или «Махабхараты».
Вритти — (санскр.). 1. Колебание волн в Читта. 2.Ментальная деятельность или действие мысли.
Вода Жизни — Слово. Свето-Звуковой Жизненный Поток. Шабд или Наам.
Ворлсворт Уильям (1770-1850) — английский поэт, глава «Озерной школы»; русские перводы — в сборнике Гербеля «Английские поэты».
Внимание — Внешнее проявление души.
«Внутреннее существо» — Душа заключена в различные оболочки :
I. Разума, заключающего в себе способность собирать впечатления (сhit), думать (manas), способность рассуждать, или интеллект (buddhi) и самоутверждаться, или эго (ahamkar);
II. Покрывал или оберток: физической (ann-mai), утонченной (pran-mai или mono-mai) и причинной (vegyan -mai или anand-mai);
III. Врожденных gunas: природных предрасположенностей к добродетели (satva), к возбуждению и беспокойству (rajas) и к бездействию, порожденному невежеством (tamas);
IV. Пяти элементов (tattwas): земли, воды, огня, воздуха и эфира, из которых состоит все физическое творение;
V. Двадцати пяти составных элементов (prakritis) в различных степенях и пропорциях, подготовляющих (в зависимости от последствий Кармы) физические образцы или тела различных видов и форм, оттенков и цветов.
Внутренний Мастер — Сила Бога , с момента Посвящения начинающая активно действовать и оказывать пробуждённой душе руководство, помощь и защиту. Является проводником души по тонким планам и не оставляет её, пока душа не сольётся со своим Источником. Помогает ученику также и во внешней жизни.
Врити — (санскр.). Модуляции: ментальных чувств, чувственных ощущений и впечатления, которые всегда поддерживают колебание в веществе разума.
Врити бывают пяти видов:
- Парман — взаимоотношение между чистой душой и Пракрити, или Природой. В каждом проявлении чистая душа находит в основе свою собственную сущность, и ничто не существует отдельно от Нее.
- Випрех — взаимоотношение между познающей душой и Пракрити, или объектом Природы. Она обманывается и принимает проявленную форму за действительность, но остается скептичной относительно единого и активного жизненного принципа в основе.
- Викальп — это взаимоотношение, которое душа, управляемая разумом, имеет с объектами, вызывая сомнения и иллюзию по отношению к самим объектам, их существованию, их внутренней природе и жизненному принципу в их основе.
- Нидра — это отношение, которое душа, покрытая праной, имеет с объектами. Оно включает в себя похожие состояния сна со сновидениями и глубокого сна, невзирая на существующее окружение.
- Смрити — взаимоотношение воплощенной души с объектами мира на физическом плане.
Все эти врити создают множество преград на пути души, жаждущей понять свою истинную сущность и природу, которая в действительности есть не что иное, как сущность Бога. Поэтому Кабир говорит: “Душа — из той же самой сущности, что и сущность Бога.” (См. «Венец Жизни» Сант Кирпал Сингх).
Высшая Сила – Бог –Абсолют
Высшие духовные лотосы над Глазным центром |
||
12. Сач Кханд | Сат Пуруш | Океан Духовности. |
11. Апаа Хоо(Я есть То) | Чистая душа | Капля, разделённая с Океаном. |
10. Нирала(Маха Сунна) | Всё ещё отделённая | В значительной степени опустилась, но всё ещё не погружена в материю. |
9. Сунна | Парабрахма | Это две части Дасван Двара. |
8. Мусаласи | Брахма БанкНал,изогнутый тоннель | Аум или Ом.Отсюда началось творение(Брахма без майи). |
7. Сахасрар | Пламя, Джоти | Сабал Майя Брахм (Брахма с Майей). |
Вьяктаях — (санскр.). Живые существа.
Вьяхаран — (санскр.). Вибрируя.